История

Хронология

В целом история комиксов делится на несколько этапов, которые называют веками, как и в литературе. Существует Золотой, Серебряный и Бронзовый века, а также настоящее поколение, называемое Темным веком, где представляются уже комиксы нашего времени.

Началом Золотого века принято считать первое появление Супермена в комиксе Action Comics #1, вышедшего в 1938 году и изданного DC Comics. Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов. В период между началом 1939 года и концом 1941 годов DC и её дочерняя компания All-American Comics создали таких популярных супергероев, как Бэтмен и Робин, Чудо-женщина, Флэш, Зелёный Фонарь, Аквамен и других, в то время, как компания Timely Comics, предшественник сегодняшней Marvel Comics, выпускала хорошо продаваемые серии комиксов с такими персонажами, как Человек-факел, Нэмор и Капитан Америка.

Хотя персонажи DC Comics и Timely Comics являются самыми известными персонажами того времени, согласно цифрам, самой продаваемой серией комиксов того периода стала серия о Капитане Марвеле компании Fawcett Comics. Было продано около 1,4 млн экземпляров, что сделало его самым широкораспространенным комиксом в Америке. Продажи Капитана Марвела уверенно побили даже Супермена, который в то время принадлежал Action Comics. Другой персонаж, который долгое время оставался популярным, был Пластичный Человек, издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста Уилла Айснера, который первоначально выходил в качестве дополнения, объединенного с воскресным выпуском газеты.

Вторая мировая война сильно повлияла на комиксы, в частности на комиксы о супергероях, которые приобрели огромную популярность во время войны, став дешевым и легкочитаемым способом увидеть победу добра над злом. Сюжетные линии стали связанными с войной: в комиксах супергерои сражались со странами Оси, на обложках часто рисовались герои, дерущиеся с лидером нацистского движения Адольфом Гитлером.

Несмотря на то, что создание супергероев стало главным вкладом комиксов Золотого века в поп-культуру, также выпускались комиксы других жанров: юмор, вестерны, романтика, истории о джунглях. Издание The Steranko History of Comics 2 отмечает, что несупергеройские комиксы компании Dell Comics, в первую очередь, об анимационных персонажах Walt Disney, превышали в то время по объёму продаж комиксы о супергероях. Среди их персонажей были Микки Маус, Дональд Дак, Тарзан, Рой Роджерс и все они продавались тиражами более двух миллионов экземпляров в месяц.

После окончания второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад, и в попытке сохранить читательскую аудиторию, издательские компании начали вносить разнообразие в выпускаемые комиксы, добавив вестерны, научно-фантастические и хоррор-издания, в результате чего многие серии были отменены

Серебряный век комиксов (англ. Silver Age of Comic Books) — название периода в истории американских комиксов, который длился с 1956 до приблизительно 1970 года, а после сменился Бронзовым веком. Последовавший за Золотым, Серебряный век стал периодом художественного развития и коммерческого успеха комиксов в США. За время этого периода большой вклад в развитие комиксов внесли такие сценаристы, как Стэн Ли, Гарднер Фокс, Джон Брум, художники Курт Суон (англ.), Джек Кирби, Стив Дитко, Гил Кейн (англ.) и другие, а к концу периода появилось новое поколение авторов комиксов, таких как Деннис О’Нил, Нил Адамс, Рой Томас и Джим Стеранко (англ.).

После Второй мировой войны популярность комиксов о супергероях упала, и их место заняли комиксы в жанре ужасы и детектив. Вскоре возникли разногласия по поводу предполагаемой связи хоррор-комиксов и количества преступлений среди несовершеннолетних, и в 1954 году издательства ввели в обращение так называемый «Кодекс комиксов» (англ. Comics Code Authority), который регулировал содержание и отвечал за цензуру в комиксах. Популярность хорроров и триллеров упала, и в свете этих изменений издательства снова начали внедрение историй о супергероях, дав старт Серебряному веку комиксов. Началом периода считается выход выпуска Showcase #4 в октябре 1956 года издательства DC Comics, в котором появился новый Флэш — Барри Аллен. После успешного старта DC запустили ещё несколько серий о супергероях, как новых, так и продолженных старых, что побудило Marvel Comics последовать их примеру, начав с выпуска Fantastic Four # 1.

Бронзовый век комиксов (англ. Bronze Age of Comic Books) — название периода в истории американских комиксов, который длился с 1970 по приблизительно 1987 год. Точных рамок не существует, некоторые определяют конец периода в 1980 году, кто-то в 1983.

Не существует какого-то одного события, которое можно было бы считать началом Бронзового века. Но все события, произошедшие в начале 1970-х, взятые вместе, можно характеризовать как переход от одного типа комиксов к другому. Сюжеты комиксов стали более взрослыми, теперь они затрагивали такие темы, как употребление наркотиков, алкоголизм и загрязнение окружающей среды.

В 1970 году студия Marvel Comics выпустила первый выпуск комикса про воина-варвара Конана. Его успех повлёк за собой комикс-адаптации других персонажей, придуманных Робертом Ирвином Говардом: Кулла, Рыжей Сони и Соломона Кейна.

В 1971 году с главным редактором Marvel Стэном Ли связался Департамент здравоохранения и социальных служб США и попросил его сделать комикс про злоупотребление наркотиками. Ли согласился и вскоре в серии The Amazing Spider-Man появилась история из трёх частей, озаглавленная «Green Goblin Reborn!», в которой Гарри Озборн, сын Зелёного Гоблина, стал наркозависимым. В то время организация Comics Code Authority, ответственная за цензуру в комиксах, не разрешала любое упоминание о наркотиках в комиксах. Она отказалась одобрить комикс, но Ли все равно выпустил его.

Комикс был принят очень хорошо, и вскоре CCA пришлось разрешить упоминание о наркотиках, но только в том случае, если они были показаны с плохой стороны. Вскоре DC Comics издала сюжетную арку «Snowbirds Don’t Fly» в комиксе Green Lantern/Green Arrow #85-86 , в котором помощник Зелёной Стрелы, Спиди, стал зависимым от героина.

В 1973 году в The Amazing Spider-Man #121-122 возлюбленная Человека-паука Гвен Стейси гибнет по его вине, когда тот пытается спасти её от рук Зелёного Гоблина. Никогда ещё супергерой не терпел такого поражения, что сделало такое событие беспрецедентным в истории комиксов, и чаще всего именно оно считается началом Бронзового века комиксов.

Современный век комиксов (англ. Modern Age of Comic Books) — название периода в истории американских комиксов, который длится с середины 1980-х по наше время. Единых рамок и определённого названия данного периода не существует. Некоторые историки выделяют Медный век комиксов (англ. Copper Age of Comic Books), который идёт после Бронзового и перед Современным (в этом понимании длящегося с приблизительно 1992 года по наши дни). Также существует версия, по которой после Бронзового века идёт Тёмный век комиксов (англ. Dark Age of Comic Books), длящийся до 2000 года, с которого начинается Современный век комиксов. Для комиксов, выпускающихся с 2010-х годов свойственен радикальный пересмотр стандартов, которым следовали комиксы золотого, серебряного и бронзового века. В частности если в классических комиксах главным героем становится белый мужчина с сильным телосложением, то в современных комиксах всё более значимое влияние уделяется подросткам, женщинам, темнокожим или представителям не европейских культур, которых раньше бы игнорировали, и если в комиксах бронзового века они могли играть роль второстепенных персонажей, то в современных комиксах они часто выступают уже главными героями. Новой особенностью современных комиксов стал выпуск давно известных супер-героев из альтернативной вселенной, где например Человек-Паук становится латиноамериканцем, а Мисс Марвел — мусульманской иммигранткой-подростком.

Комиксы в стиле манги, нарисованные в США, называют «америманга» или OEL, от англ. original English-language manga — «манга англоязычного происхождения». В США в октябре 2019 года отраслевой аналитик Милтон Грипп представил данные на конференции ICv2 в Нью-Йорке, показывающие, что впервые за несколько десятилетий на рынке США доминировали не традиционно американские ежемесячные комиксы в жанре супергероев, а графические романы и торговые книги в мягкой обложке других жанров, а также японская манга и книги, вдохновленные мангой. Эти книги хорошо продаются в книжных магазинах, хотя сдвиг отразился и на магазинах комиксов. По данным Nielsen BookScan, на детские комиксы и графические романы приходилось 41% продаж в книжных магазинах, на мангу - 28%, в то время как на комиксы в жанре супергероев приходилось менее 10%, то есть на 9,6% меньше чем в прошло году.

На западе ОАМ менее популярна, чем манга, из-за ряда проблем, в частности, американская комикс-индустрия, в отличие от японской, предлагает молодым художникам меньше поддержки и требует быстрого возвращения вложенных средств. По сравнению с Японией, меньше людей в принципе читают мангу, и американские читатели игнорируют «поддельную» мангу. ОАМ не пользуется спросом в классических магазинах комиксов, ориентированных на фанатов супергероев и брендов крупных издателей. Также проблемой является снижение объёмов продаж бумажных книг и переход на цифровой формат, а веб-комиксы обычно бесплатны и таким способом практически невозможно заработать на жизнь.

Зарождение

Человечество с ранних времен использовало иллюстрации для создания связного повествования, будь то египетские иероглифы, греческие фрески или средневековые гобелены, но история комиксов в современном понимании этого слова берёт начало в середине XVIII века. Появление комиксов тесно связано с политической и социальной жизнью общества, если прежде иллюстрациями сопровождались в основном религиозные тексты, то авторы Эпохи Просвещения начали рисовать сатиру и юмор. Одним из таких авторов стал английский художник и иллюстратор Уильям Хогарт (1697 — 1764). Стремясь обличить пороки современного общества, Хогарт создавал целые циклы картин и гравюр, объединённых общей историей, например, «Карьеру проститутки», «Карьеру мота» и «Модный брак».

Следующий этап в развитии комиксов пришёлся на массовое распространение газет и журналов. Издатели быстро сообразили, что иллюстрации станут наглядным способом комментирования окружающей реальности, и вскоре истории в картинках стали постоянными гостями большинства уважающих себя изданий. Художники не боялись экспериментировать с форматом и начали создавать целые циклы иллюстраций, объединённых общим сюжетом, причем, начиная со второй половины XIX века, в подобных циклах сформировались свои герои и второстепенные персонажи, появляющиеся в издании на регулярной основе.

Родилась рисованная литература в Европе. Однозначно сказать, что тот или иной человек придумал комикс, нельзя. Среди основателей комикса можно выделить несколько человек. Один из них английский художник, книжный иллюстратор и карикатурист Томас Роуледсон. Проиллюстрированная им поэма о докторе Синтаксисе считается первым образцом графической прозы. Не менее значимый человек в истории становления рисованной литературы — швейцарский писатель и художник Родольф Тёпфер. Перу Тёпфера принадлежит монография «Опыт физиогномики». В ней он дал теоретическое основание автографии, так что Родольфа Тёпфера можно считать не только одним из основателей комикса, но и первым теоретиком жанра рисованной литературы.

Авторы не боялись экспериментов. Швейцарский карикатурист Родольф Тёпфер, автор «Приключений Обадайи Олдбака», размещал текстовые подписи под рисунками, немецкий поэт-юморист Вильгельм Буш создал оказавшее огромное влияние на современников и потомков произведение «Макс и Мориц», в котором чёрно-белые иллюстрации сопровождались стихами, а американец Ричард Ф. Аутколт ввёл в широкий обиход использование «облачков» для отображения слов и мыслей персонажей. Созданные Аутколтом серии «Аллея Хогана», «Жёлтый малыш» (кстати, именно от этого комикса пошло словосочетание «жёлтая пресса») и «Бастер Браун» считаются первыми традиционными комиксами.

Форма лубочных «картинок Эпиналя» появилась на территории Европы после 1870 года в иллюстрированных еженедельниках. В США первые комиксы появились в 1892 году. Так в американском журнале «The San Francisco Examiner» был напечатан первый американский комикс «Медвежата и тигр». На протяжении долгого времени трест печати Херста еще использовал иллюстрации. И уже с возникновением комиксов, которые приходятся по душе хрестовской прессе, так же и его сопернику Джозефу Пулицеру. Спустя некоторое время, талантливый рисовальщик газеты Ауткольт выпускает серию «Аллея Хогана». На втором плане в этой серии изображен был мальчик, одетый в желтый костюм. Этого маленького мальчишку сильно полюбили жители Нью-Йорка, который и становится главным героем комиксов.

С появлением Советского Союза началось запрещение распространения любых элементов западной культуры; под этот запрет, в том числе попали комиксы и сюжетные карикатуры. В 30-х годах их официально запретили, под предлогом того, что комиксы оболванивают молодежь. Единственным печатным изданием, где издавались рассказы-иллюстрации был журнал «Мурзилка», позднее к нему прибавились «Веселые картинки».

И в заключение. К началу ХХI века комиксы прошли большой путь — от наскальных рисунков, через страницы воскресных журналов, до новых компьютерных технологий. Комиксы перешагнули на экраны телевизоров, по их мотивам снято большое количество анимационных и художественных фильмов. Комиксы теперь можно рисовать не только карандашом, но и использовать при их создании графические цифровые технологии. В истории комиксов это еще один шаг вперед, еще одна ступенька и хочется верить, что на этом жанр рисованной литературы не остановится и продолжит свое развитие.

Изменение жанра

Первые газетные комиксы были чисто юмористическими и сатирическими, но, начиная с двадцатых годов двадцатого века, в прессе по обе стороны Атлантического океана стали появляться приключенческие и детективные истории. «Спирит», «Бак Роджерс», «Флэш Гордон», «Приключения Тинтина» завоевывали себе тысячи поклонников, огромным спросом пользовались и газетные стрипы о приключениях Микки Мауса за авторством Флойда Готтфредсона и Эла Талиаферро. Сложилось даже своеобразное разделение газетных комиксов на ежедневные, выходящие по будням, и воскресные: если ежедневные стрипы печатались в чёрно-белом цвете, но воскресные комиксы были цветными.

До 1929 года комиксы шли исключительно как дополнение к уже существующим газетам и журналам и их нельзя было купить отдельно, но в 1929 году ситуация поменялась — в издательстве Dell вышел первый номер журнала Funnies, в котором перепечатывались лучшие газетные истории из одноимённого ежедневного стрипа. Спустя пять лет издатели принялись печатать в журналах и оригинальные рассказы, а в 1938 году рынок комиксов изменился навсегда с выходом первого номера Action Comics, на обложке которого красовался один из самых культовых комиксных героев всех времён — Супермен. С его появлением началась эра, которую позже назовут Золотым веком комиксов.

Пройдя через огромный промежуток времени, комиксы стали чем-то особенным для людей в наши дни. Они преобрели множество новых жанров, полюбились читателям и теперь имеют право называться искусством.

Бертова Альбина 2021