Русские комиксы

История русских комиксов

Предпосылки к развитию культуры комиксов в России появляются ещё в допетровские времена. Похожий на комикс и инфографику одновременно тип изображения наблюдается в житийных иконах: центральное изображение (средник) содержит образ святого, а в маленьких изображениях по краям (клеймах) представлены по порядку эпизоды его жизни. Надписи с поясняющим текстом сопровождают каждое клеймо. Традиционно на житийных иконах чтение сюжетов, помещенных вокруг средника, начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, затем попеременно слева направо на боковых полях и заканчивается в правом углу нижнего поля. Другие житийные иконы составлены из многих равных изображений, объединённых одним сюжетом, например историей земной жизни Христа. В них может быть иной порядок «чтения». Первые житийные иконы появляются в России ещё в XIII веке и создаются до сих пор.

Другой предшественник комикса получает развитие в XVII—XIX веках — это русский лубок, рассказывающий последовательные истории в картинках в сопровождении текста. Уже тогда художники использовали «пузырь», в который вписывались реплики героев. Текст лубка зачастую был трудночитаем, содержал ошибки. Текст в этом случае являлся не совсем текстом, а в некотором смысле его изображением, неотъемлемым атрибутом картинки, подобно клеймам на иконах.

Сюжетами для лубков становились жития святых, сказки, художественные произведения. В конце XIX века лубки издавались в России миллионными тиражами. После революции 1917 года лубок исчезает как самостоятельный художественный объект, но сам жанр лубка, остающийся понятным большинству и обладающий сильнейшей агитационной выразительностью, успешно используется советскими художниками.

Ещё одним предшественником комиксов является карикатура, а точнее, политические карикатурные истории, объединяющие несколько рисунков в одном. Одним из главных заимствований, которые комикс сделал из карикатуры, является филактер (пузырь, облако, бабл) — «пузырь», в который вынесена речь персонажей. Печатавшиеся в советское время в газетах и журналах небольшие комиксы считались карикатурами.

Первые переводы зарубежных комиксов появляются в детских и юмористических журналах конца XIX века. Исследователь русских комиксов Хосе Аланиз датирует их появление в России 1895 годом, одновременно с появлением кинематографа. Первые русские комиксы появляются немного позднее, в начале XX века. В русских комиксах того периода продолжается лубочная традиция.

После Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны в Югославии осела большая колония русских эмигрантов, с 1935 по 1945 годы выпустившая множество комиксов на русские темы. В 1935 году Юрий Лобачёв издал графический роман на югославском языке «Кровавое наследство» и основал «Белградский круг художников», в который, помимо самого Лобачёва, вошли Константин Кузнецов, Алексей Рахнер, Сергей Соловьёв, Иван Шеншин и Николай Навоев. Художники создавали графические романы по мотивам произведений русской классики - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Л.А. Чарской, М.А. Шолохова, а также на исторические темы - «Пётр Великий», «Стенька Разин», «Княжна Тараканова». Была также предпринята попытка создать своего рода русского супергероя - Чёрного Атамана. После прихода к власти коммунистов Константин Кузнецов эмигрировал в Вену, затем в Мюнхен, а оттуда в 1950-м — в США; после 1948 года он больше не возвращался к комиксам. Юрий Лобачёв принял советское гражданство и остался в СССР. Иван Шеншин и Алексей Рахнер не успели эмигрировать и были расстреляны коммунистами за сотрудничество с немцами; Сергей Соловьёв эмигрировал в Италию, а Николай Навоев умер от туберкулёза ещё до начала Второй мировой войны. В России комиксы русских эмигрантов Югославии впервые были изданы в 2017 году издательством «Чёрная Сотня».

В начале XX века лубок трансформировался, с одной стороны, в плакатное искусство, с другой — в карикатуры для сатирических журналов. Лубочная традиция продолжалась в таких видах вплоть до 1940-х годов, но постепенно осталась только в виде политической карикатуры, которая выполняла строго идеологическую функцию. Тем не менее, большое развитие получили другие виды совмещения картинок и текста, родственные комиксу: диафильмы и книжки-картинки.

Конец 1980-х годов ознаменовался небывалым всплеском интереса советских людей к западной массовой культуре. В СССР появляются западные приключенческие комиксы, а отечественные авторы получают возможность издавать свои комиксы. Практически для всех советских комиксов тех лет основой служили американские и европейские комиксы. Однако советским читателям комиксы были еще «в диковинку», и большинство комикс-изданий этого периода «прожили» всего несколько лет. Значительными тиражами издаются познавательные комиксы для детей («Мир компьютеров в вопросах и ответах» (1988), «Весёлая механика» (1991) и другие. Во время перестройки в стране возрастает интерес к религии, в начале 1990-х годов появляются первые переводные и отечественные христианские комиксы. У детей пользуются популярностью вкладыши от жевательной резинки с комиксами.

Современные русские комиксы

В современной России читают не только зарубежные произведения. Мы также можем создавать собственный контент, который будет неплохо продаваться. Существует множество русских комиксов, пользующихся популярностью, а некоторые из них даже получили свою экранизацию.

Майор Гром. Пожалуй, на данный момент это самый известный современный российский комикс. И дело тут не только в предстоящей экранизации – сериал про доблестного полицейского из Санкт-Петербурга, сражающегося с маньяками, террористами и даже сверхъестественными врагами, давно является бестселлером. Флагман издательства BUBBLE не сбавляет обороты: приключения Игоря Грома продолжаются с 2012 года и по сей день, а недавно у его главного противника и второй звезды будущего фильма появился собственный комикс – «Чумной Доктор».

Игорь Гром – опытный следователь из Санкт Петербурга, известный своим пробивным характером и непримиримой позицией по отношению к преступникам всех мастей. Неимоверная сила, аналитический склад ума и неподкупность – всё это делает майора Грома идеальным полицейским. Работая не покладая рук, он всегда доводит начатое до конца и никогда не пасует перед проблемами, стоящими на пути.

Но когда в городе появляется маньяк в маске чумного доктора из средневековья, Игорь Гром впервые сталкивается с трудностями в поиске преступника. Следователю придётся использовать все свои навыки и умения, чтобы вычислить неуловимого убийцу и вступить в схватку с воплощением идейного зла

Экслибриум. Успех майора Грома не расслабил BUBBLE, а только подстегнул: авторы издательства продолжили создавать новых героев и пробовать самые разные жанры. Следующим успехом стал «Экслибриум» – городское фэнтези про тайный орден книгочеев, охраняющих границу нашего мира от персонажей, сбегающих из своих книг. Эта красочная история насыщена сюжетными поворотами, населена уникальными персонажами и полна отсылок к популярной культуре, а фанаты сравнивают её с подобными аниме и мангой и книжными сериями.

Лилия Романова – самая обычная московская девочка, готовящаяся к поступлению в институт. Правда, «обычная» – не самое подходящее слово, ведь Лиля – гик, страстно увлекающийся книгами, комиксами, кино, видеоиграми и другими проявлениями массовой поп­культуры. Но жизнь девочки резко меняется, когда она сталкивается с выдуманными персонажами, сбежавшими из художественных произведений, и узнаёт о тайном ордене книгочеев, призванном защищать от них нашу реальность…

Действие комикса разворачивается в Москве. Главная героиня серии, увлечённая поп-культурой девушка-подросток Лилия Романова, которая волею случая попадает в Орден книгочеев, чья задача — защита границ между нашей действительностью и миром художественных произведений. Лилия обучается в Ордене, намереваясь стать магом книгочеем и овладеть сверхъестественными способностями: возможностью испускать разрушительные лучи из глаз и рта. В Ордене девушка знакомится с другими учениками; вместе они противостоят злодеям и занимаются решением проблем, связанных, главным образом, с побегом литературных персонажей из книг.

Критики встретили «Экслибриум» крайне благосклонно, положительно восприняли концепцию комикса, включая его проработанный мир, сюжет и саму идею «литературной магии», а также рисунки Андрея Родина и Алины Ерофеевой. Однако сетовали на затянутость сюжетной линии первого выпуска и переизбыток референсов на популярную культуру. Образ Романовой рецензентам вообще показался неоднозначным, поскольку одни отмечали, что читателю будет легко ассоциировать себя с персонажем, а другие посчитали героиню типичным примером «гика-социофоба».


Метеора. Это серия комиксов, выпускавшаяся в России с 2014-го по 2018 год издательством Bubble. Придерживалась возрастного рейтинга «16+». Повествует о приключениях команды космических контрабандистов.

В детстве Алёна Кузнецова с помощью своего отца, легендарного охотника за головами Феникса, оказалась в космосе. Другие расы, существующие во Вселенной, подвергли Землю изоляции, искусственно запретив той контакт с другими формами жизни. Алёна выросла и стала контрабандисткой, известной под именем Метеора (для друзей — просто Ора). Она путешествует по галактике на корабле, похожем на земной трамвай. Но не одна, а с инопланетянами Зигги и Пушем. Команда ввязывается в различные опасные авантюры и постоянно становится участником, а зачастую и виновником серьёзных космических происшествий. В злоключениях им помогают, а иногда и противостоят, отряд контрабандистов конкурентов на корабле «Аномалия» и военный комиссар Коалиции Заб Неру.

Российские издательства комиксов

Alt Graph — небольшое издательство манги и комиксов. Их самыми заметными изданными сериями являются «Паразит», «Странники», «Босоногий Гэн», а также манга Сигэру Мидзуки, Сатоси Кона, Хироаки Самуры, Дзиро Мацумото, Фумиё Коно и Инио Асано.

Bubble Comics — российский издательский дом, специализирующийся на комиксах, созданный журналистом Артёмом Габреляновым в 2011 году. Является крупнейшим издательством оригинальных комиксов в России. ... В 2021 году вышел первый полнометражный фильм от Bubble: «Майор Гром: Чумной Доктор».

SPb Comics – небольшое издательство, сделавшее своей целью продвижение российского и, в частности, Санкт-Петербургского авторского комикса.

Zangavar - Московское издательство комиксов и европейских графических романов. С тех пор Zangavar — частый гость на фестивалях, включающих книжные ярмарки. Директор издательства, Владимир Морозов, ведёт активную популяризаторскую работу.

Также не такие популярные издательства: «Бумкнига», «Белый единорог», «Истари комикс», «Комильфо», «Тиен», «Фабрика комиксов», «Эгмонт».

Бертова Альбина 2021